Настоящая творческая удача – это возможность познать другой мир! Конец декабря прошлого года оказался богатым на театральные премьеры. В Академическом театре драмы им. Слонова был поставлен спектакль для детей «Владимир Красное Солнышко». Еще одна новинка - балет «Мистерия танго» - в абсолютно новом для классической хореографии формате появилась в Театре оперы и балета. Казалось бы, что обе премьеры - события, ничем между собой не связанные. Однако впервые за всю театральную историю Саратова эти два столь разных театра породнились в буквальном смысле этого слова. Речь, конечно, идет не о братании целыми труппами... Просто и там, и там в качестве режиссера и постановщика (отца, так сказать) выступил один человек -артист и балетмейстер Театра драмы Алексей Зыков. Людям необходимо верить в сказки - Алексей, вы, как всегда, в своем репертуаре: не устаете удивлять саратовцев безграничной творческой энергией и взятием все новых и новых творческих вершин. Теперь к своему послужному списку (актер, хореограф, педагог, автор методической литературы) вы прибавили еще одно амплуа - автор пьесы, драматург... - Да, так случилось, что в театре им. Слонова, где я, собственно говоря, и работаю, мне доверили написание новогодней сказки. Вернее, речь шла о постановке детского спектакля для традиционных елок. Но, так как я ничего подходящего из уже имеющегося в драматургии наследия не нашел, мне пришла в голову идея - эту сказку написать самому. - Извините, что перебиваю, но просто интересно: почему постановку новогодней сказки доверили именно вам? Этому предшествовал успех прошлой вашей постановки «Двенадцати месяцев»? - Тогда я начну по порядку. Начало прошлого года складывалось для меня как нельзя более удачно. Действительно, мне доверили постановку «Двенадцати месяцев», и я справился с этой задачей. Конечно, было трудно - пришлось сократить 5-актовую пьесу, за счет этого - дописать дополнительные сцены. Тем не менее, спектакль понравился не только простым зрителям, но и профессионалам, моим коллегам. Затем были вручение театральной премии «Золотой Арлекин», интервью, интересные предложения от режиссеров. И казалось, что у меня начинается совсем новая жизнь. Но так получилось, что прошлый год стал для меня годом творческого поиска. И когда мне предложили поставить новогоднюю сказку, я был переполнен счастьем! Сказка для драматического театра, ориентированного на взрослого зрителя - момент, так сказать, не очень главный. Но это не дает повода относиться к постановке несерьезно. Я очень хотел, чтобы сказка была обязательно русской и, естественно, зимней. И вот начались поиски материала по Интернету. Но все, что я там более-менее подходящее находил, было настолько осовремененное, что никакого ощущения сказки после прочтения не оставалось. Я же убежден в том, что ребенку обязательно надо читать и показывать сказки, чтобы он верил в какой-то утопический мир, где добро побеждает зло, мир, где есть место только положительным персонажам, который потом помогает стать оптимистом в реальности... Я взял сборник сказок Афанасьева. Но все интересные сказки когда-то уже были использованы в драматургии. Что делать? Только сочинять что-то новое, свое. Чтобы найти героев, я обратился к Словарю славянской мифологии. Это оказался настолько интересный материал! Я читал - и диву давался. Все время у меня присутствовало такое чувство, что русская культура потеряла что-то очень важное и интересное. Например, многим языческим персонажам впоследствии были приданы отрицательные черты. Взять хотя бы Бабу Ягу. Когда-то это была Берегиня, она помогала людям, оберегала их от напастей, от зла. Теперь этим героем мы пугаем детей. ...Прочитав словарь, я очень четко представил себе, кто из героев языческой культуры попадет ко мне в сказку. Но необходимо было найти какое-то связующее их звено - собственно, главного героя. Им обязательно должен был быть Человек. Богатырь? Про них уже столько всего написано, да и только что вышли на экраны прекрасные мультфильмы... Князь? Но какой? Беру энциклопедию - и сразу же попадаю на статью про князя Владимира Святославича, Владимира Красное Солнышко. Потом были поиски сюжетной линии, времени, места. Короче говоря, только на обдумывание сказки у меня ушло два месяца. Потом еще месяц - на то, чтобы уговорить себя сесть и написать. - Наверное, во время работы над пьесой вы столько для себя открытий сделали! - Безусловно. Вообще, я понял, что мы так мало знаем свою историю... В школе все дают настолько обзорно, сжато и совсем неинтересно. А ведь история - такая вещь, которой надо заинтересовать. Вот вы, например, знали, что у Святослава было три сына, и Владимир был младшим? Мало того, он был нечистокровным князем, его мать была ключницей. И, тем не менее, происхождение не помешало ему стать человеком, объединившим Русь. Никаких политических ассоциаций! - Как-то раз в прессе прозвучало мнение, что герой сказки по имени Владимир был выбран преднамеренно - в канун выборов Президента. - Да, я тоже это читал, и это предположение повергло меня в шок. Это - полнейшая чушь. Хотя ситуация, действительно, получилась интересная. Главный герой -Владимир, ему на помощь приходит Медведь, и т.д. Я мог бы подумать, что какие-то ассоциации могли натолкнуть на подобные сравнения во времена КПСС, но сегодня... Мне кажется, этими совпадениями сегодня себе славы не сыщешь. - Вы знаете, моя дочь ходила на «Владимир Красное Солнышко» три раза, и всегда с удовольствием. Как отнеслись к вашему детищу взрослые зрители - коллеги, руководство театра? - В декабре театр драмы выпускал сразу три премьеры. Представляете, каково было работать в таком режиме? Времени ни на что не хватало! Тем не менее, в процессе постановки и репетиций у нас не было ни одной конфликтной ситуации с актерами. Все очень серьезно отнеслись к постановке, и я за это очень моим коллегам благодарен. Особенно меня поразило отношение к сказке Валентины Федотовой (она озвучивала голос Тьмы - авт.). У меня, честно говоря, не было до этого момента никакого опыта работы (в роли режиссера) с Народными артистами, и поэтому я очень стеснялся и боялся предлагать ей сотрудничество. Но человек настолько профессионально отнесся к этому предложению, что я был поражен. Валентина Александровна не захотела просто начитать текст под запись. Она попросила у меня весь сценарий, прочитала его, вникла в суть дела, прочувствовала каждого персонажа и только тогда, наполнив смыслом свою «незримую» роль, записала фонограмму. ...Я далек от иллюзии, что написал и поставил безупречный спектакль. Чем больше я смотрел постановку, тем чаще находил моменты, которые можно было бы подработать. Возможно, мне не совсем четко была поставлена задача. Ведь никто не обозначил, чем должен был стать новогодний спектакль, что должно в нем главенствовать - развлекательный момент или воспитательный. Я выбрал последнее. Я вообще считаю, что театр оставляет за собой прерогативу воспитания в людях (и тем более в детях) чего-то светлого и хорошего. Снова возвращаясь к нашему Президенту, я хочу вспомнить, как часто он призывает нас обратиться к истокам русской культуры, к русскому языку, к истории. В этом наши с ним человеческие стремления совпадают. Мы должны любить нашу страну и все, что с ней связано! А какой патриотизм может быть без истории, без фольклора?! Что такое знание истории? Это уважительное отношение к старшим и забота о будущем. Вот это и стало доминантой в работе над сказкой. И я считаю, что с поставленной самим собой задачей я справился. - У вас уже есть планы на написание следующей пьесы? - Честно говоря, мне так больно далась работа над «Владимиром», что пока я ничего не хочу писать! Поднятием ноги никого не удивишь -Тогда давайте перейдем к разговору о вашей следующей постановке. Как так получилось, что театр, где главенствует академический, классический танец, пригласил на роль постановщика-балетмейстера актера Театра драмы? - Честно говоря, для меня это предложение тоже стало неожиданностью (только сразу оговорюсь - меня пригласили в качестве сопостановщика; главным же режиссером и балетмейстером был Валерий Нестеров). Ноя не привык отказываться от чего-то неизвестного и заранее интересного. Тем более, что тема постановки была мне очень близка. Я ведь прошел обучение в американской школе современной хореографии по модерну и джазу, а потом написал учебник, посвященный танцам XX века. Так вот, в учебнике очень большой объем материала посвящен как раз танго. Об этом танце я знаю многое. И все же предстоящая работа с артистами балета меня пугала. Я шел на первую репетицию с трепетом и чувством страха. Я был уверен, что люди с хореографическим образованием, которые всю жизнь танцуют и знают об этом деле куда больше, чем я, выучат все мною предложенное за одно занятие. Но, оказалось, мои опасения остаться без работы были тщетными. Танцовщики знают многое о классическом балете, но вот аргентинское танго им давалось с большим трудом. Даже элементарная позиция ног в танго стала для них камнем преткновения. Но самой настоящей трудностью для артистов театра оперы и балета, а значит, и для меня, как постановщика, оказалась артистическая сторона дела. Для меня в танце главное - сюжетная линия и образ, достигнуть которые можно только На эмоциональном уровне, с помощью мимики, характера, актерской игры. Для них же - важнее правильно сделать движение, а уж характер - как получится. - И, тем не менее, вы не считаете, что только зря потратили время... - Нет, однозначно нет! Это был мой первый опыт работы с профессиональными танцорами. Этакий эксперимент. Конечно, я не могу назвать спектакль своей творческой удачей. Удача была в другом - я поработал в новом качестве, познал другой мир. - Так как же все-таки интереснее работать: учить танцам драматических актеров или учить актерскому мастерству танцоров? - Я - патриот своего театра. И, конечно же, мне легче работать с драматическими актерами. Поднятием ноги сегодня никого не удивишь. Гибкость, пластичность, высокие прыжки - это делает и цирк. А вот суметь перевоплотиться - это настоящее мастерство. И когда ты этому смог кого-то научить - это настоящее счастье. - Кстати, про педагогическую деятельность. Вас можно поздравить - вы стали доцентом театрального факультета при консерватории? - Да, в конце декабря... - Наши поздравления. И все-таки хотелось бы узнать пусть не о планах на будущее, но хотя бы о творческих идеях Алексея Зыкова. - У меня есть мечта поставить в театре драмы драматическо-хореографический спектакль по «Жизни человека» Андреева. Но фишка не в самой пьесе, а в том, чтобы поставить ее в фойе нашего театра. Представляете, на паркете идет действие, а за окном (а в фойе - огромная реальная стеклянная стена - сплошное окно - авт.) - реальный мир, освещенный солнцем или вечерними фонарями, с где-то проезжающими автомобилями, с шумящими и качающимися деревьями... Это будет очень красиво и неожиданно. Хочется надеяться, что мне удастся осуществить и эту задумку. Юлия Троць «Саратовская панорама» 4 (625) 30 января – 5 февраля 2008